Урок « Гражданская война- национальная трагедия РоссииXX века».
Цель урока: воспитание граждански зрелой личности ребенка, обладающего предметными, метапредметными, личностными компетенциями.
Задачи:
1.Формировать представления о Гражданской войне в истории России как поворотном событии, определившем дальнейшую судьбу страны, как национальной катастрофе русского общества.( предметные)
2. Овладение навыками самостоятельной работы, формулирование задач, определение путей их решения, коррекции собственной деятельности (метапредметные).
3. Коммуникативные УУД: коммуникативно – речевые действия направленные на учет позиции собеседника, согласование действий на достижение общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в творческой группе.
4. Воспитание эмоционально-волевой сферы: категорий добра и зла, толерантности ,гуманизма, миротворческого мировоззрения.
Методические рекомендации.
Класс предварительно делится на три группы, условно по лагерям , участвующим в Гражданской войне: « Красные», «Белые», « Зеленые». Группы организуют совместную деятельность по решению проблемных задач, вырабатывают коллективные решения. Учитель подготавливает документы, таблицы, диаграммы, фотодокументы и демонстрирует это , используя ИКТ технологии.
Оборудование урока.
- Слайды с фотодокументами.
- Карта боевых действий в Гражданскую войну.
- Листы ватмана маркеры для каждой группы.
Ход урока.
Индукция.
Звучит песня из фильма « Красные дьяволята». Эпиграф на слайде «Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать,
И там и здесь между рядами,
звучит один и тот же глас:
« Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. Волошин.
Теоретическое обоснование.
Учитель. Ребята, проанализируйте эпиграф и сформулируйте тему нашего занятия. ( Ученики предлагают формулировки темы урока). Гражданская война .. мало найдется в истории России страниц сопоставимых по своему трагизму и историческим последствиям с Гражданской войной. Гр война являлась не просто политическим или социальным конфликтом, а ставила вопрос о физическом существовании противоборствующих сторон. Отсюда необыкновенная острота и жестокость противостояния. На сегодняшнем уроке вы должны не только усвоить причины, программ, состав противоборствующих сторон, хронологию боевых действий, но и вынести моральный урок - независимо от того кто победил, главной жертвой Гр. В. была Россия. Представьте себе праздник « день победы в гр. войне». Какой памятник вы бы изобразили, что бы написали на нем. На этот вопрос мы дадим ответ в конце урока.
3.Выполнение творческого задания.
Проанализируйте документы и используя свои знания по предыдущим темам сформулируйте причины Гр. войны.
4. Социализация.
1.Большевистская диктатура, отсутствия у политических сил возможности легальной оппозиции.
2. Экономическая политика большевиков, направленная на установление продовольственной диктатуры и социальный раскол деревни: продразверстка, комбеды .
3. Политика экспроприации частной собственности.
5. Обращение к новой информации.
Учитель. Проанализируйте документы и покажите социальный состав, позицию разных лагерей в Гр. войне и методы их борьбы. Обоснуйте свою позицию. Первая группа - белое движение(приложение № 2), вторая группа – красные (приложение №3), третья группа- зелёные. ( приложение № 4).
Социализация. ( заполнение таблицы, представление программ, сбор подписей за ту или иную программу ,свободная трибуна « Хочу сказать»)
«Белое движение». ( приложение1)
« Ну ,барин,- закричал ямщик,- беда: буран!»
« Капитанская дочка»
Социальный состав, партийная принадлежность |
Руководители |
Политические программы и методы борьбы. |
Политиче-ские перспективы |
Помещики, буржуазия, интеллигенция, богатые крестьяне, офицеры, казачество, духовенство. Партии: монархистские, кадеты, октябристы, меньшевики, эсеры, анархисты. Вывод. Социальную основу «белого движения» составляют силы, имеющие разные политические и экономические интересы . | А.В. Колчак, А.И. Деникин, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель. | 1. Форма правления. 1 Колчак - монархия. 2. Деникин - конституционная монархия. 3.Юденич- монархия. 4.Правительство Северо- запада –республика, созыв Учредительного собрания. 2.Аграрный вопрос. 1.Возвращение земель помещикам (Юденич), 2.Врангель- выкуп помещичьей земли , но через 25 лет. 3.Аграрный вопрос должно решать Учредительное собрание. 3.Восстановление частной собственности, свободы торговли, отмена национализации. 4. Россия продолжает участвовать в первой мировой войне до победного конца. Метод борьбы - вооруженная борьба, «белый террор»
| Вывод . Отсутствие единой программы дальней-шего пути развития России.Существующие программы не приемлемы для народа , не отвечают его интересам. |
Лагерь « Красные». ( приложение2)
« Война - есть лучший
способ воспитания « нового человека»
Л. Троцкий.
Социальный и партийный состав | Руководители | Политические программы и методы борьбы. | Политические перспективы. |
Социальный состав. Наемные рабочие и беднейшее крестьянство. Партия: ВКП ( б) | В.И. Ленин, Л.Д.Троцкий, Ф. Дзержинский, С.С. Каменев, Я. М. Свердлов. М.В. Фрунзе, С. М. Буденный, М. Н. Тухачевский, | Программа«Военный коммунизм» 1. Мобилизация всех ресурсов страны для победы над врагом, 2.Централизация власти и тотальный контроль над обществом. 3.Чрезвычайные меры в экономике. « красногвардейская атака на капитал» 4.Продовольственная диктатура. 5.Всеобщая трудовая повинность, 6.Создание Красной армии, 7.Политическая диктатура большевиков, «красный террор» | Система управления лишала самостоятельности предприятия, сдерживала рост производительности труда, лишала стимула работать,сокращались посевные площади. 2. Превращение страны в единый боевой лагерь, что обеспечило победу над врагом в Гражданской войне.
|
Лагерь « Зелёные». ( приложение3)
« Белые придут грабят , красные придут –грабят .
Куда крестьянину податься ?»
( из разговора крестьян)
Социальный и партийный состав | Руководители | Политические программы и методы борьбы. | Политические перспективы. |
Крестьянство, казачество. Партии : эсеры.
| Руководители : Н.И.Махно, Ф.К. Миронов, А.С. Антонов. | 1. Защита народных прав, 2. Отмена власти большевиков, 3. Уничтожение продразверстки, комбедов, введение свободного товарообмена между городом и деревней. 4.Отмена политики террора, введение демократических прав и свобод, 5. Крестьянская собственность на землю. 6. Тотальный террор против «белых»и « красных».
| Неприятие программ «белого» и «красного» движения, идеал « Крестьянской республики». В перспективе переход на сторону « Красных». |
« Разрыв»
Пятилетняя гражданская война и интервенция обернулись для России величайшей трагедией, имевшей самые тяжелые последствия. 1. Предварительная сумма экономического ущерба, нанесенного стране, составляла 39 млрд золотых рублей, а более точные данные, включающие имущественные поте-ри населения, составили сумму, превышающую 50 млрд золотых рублей. Промышленное производство Сократилось в 5 раз, добыча угля - в 3 раза, нефти - более чем в 2 раза, а выплавка чугуна - в 33 раза по сравнению с довоенным 1913 г. При этом остававшийся экономический потенциал не обновлялся на протяжении всего периода войны и представлял собою полуразвалившееся оборудование и транспорт. 2. Почти вдвое уменьшилась численность пролетариата, а для остававшегося рабочего класса были харак-терны деклассирующие процессы. Рабочих рук не хватало даже для функционировавшего производст-ва. 3. Сельское хозяйство производило продукции на 40% меньше, чем до войны. 4. Наиболее развитые товарные хозяйства были уничтожены. Техническая оснащенность оставшихся была крайне низкой. Товарообмен между городом и деревней практически отсутствовал. Деньги сильно обесценились и имели ограниченное хождение. Царила натурализация хозяйства. 5. Большая часть научно-технического потен-циала России перестала существовать. Около 1,5 млн человек - почти вся политическая, финансово-промышленная, в меньшей степени научно-художественная элита и их семьи - вынуждены были эмигрировать. Инженеры и агрономы стали редкостью. 6.Население страны уменьшилось за пять лет почти на 13 млн человек, без учета появившихся не-зависимых государств на западе бывшей Российской империи. Главным образом это были жертвы эпи-демий и голода. Значительная часть приходилась на жертвы военных действий, белого и красного, зеленого террора, погромов и интервенции. Людские потери снизили трудовой и в определенной степени интеллектуальный потенциал народа, ожесточили население. Ценность индивидуальной жизни в массовом сознании стала крайне низкой. 7.Одним из главных итогов гражданской войны стали глубочайшие социальные изменения в российском обществе. Произошла ликвидация целых классов: помещиков, крупной и средней буржуазии. Серьезные потери понесло духовенство, казачество и зажиточное крестьянство в лице кулачества. Произошло перераспределение ранее контролируемой ими собственности, перешедшей большей частью к государству, отчасти к беднейшему крестьянству, частью уничтоженной или вывезенной за рубеж. Серьезные изменения произошли в пролетариате и крестьянстве, в первую очередь усреднение их социально-имущественных характеристик. Беднейшие слои городского и сельского пролетариата заметно улучшили свое экономическое положение и оказывали влияние на политическую жизнь страны. Определенное количество ранее наиболее эксплуатируемых слоев населения получило доступ к управлению страной, служа опорой советскому режиму. Вместе с тем следует отметить, что имело место противопоставление этих категорий населения другим слоям общества, в том числе высококвалифицированным рабочим и инженерам в городах и зажиточным середнякам в деревнях. 8.Существенные изменения произошли в системе государственного управления. Гражданская вой-на деформировала провозглашенные в октябре 1917 г. принципы советской демократии. Диктатура пролетариата выродилась в диктатуру партии. Система Советов лишь номинально являлась основой строя: гораздо большее значение имели партийные и чрезвычайные органы. Отмена смертной казни обернулась менее чем через год красным террором, а временный орган ВЧК стал символом чрезвычайных мер управления. Первоначально широкое привлечение трудящихся к управлению сменилось становлением новой бюрократии. Находясь в центре формирующейся системы, не смогла избежать изменений и правящая партия. Необходимая сплоченность перед внутренним и внешним врагом приводила к снижению внутрипартийной демократии, к единоначалию, вождизму в партии. Вынужденная сосредоточивать все силы для сохранения власти, коммунистическая партия последовательно отказывалась от провозглашенных ранее принципов. 10. Вместе с тем итоги гражданской войны включали не только результаты разрушительных процессов, но и определенное созидающее начало. Распад Российской империи, начавшийся в ходе Первой мировой войны и усилившийся после февральской революции 1917 г., был приостановлен. Возникшее государство вне зависимости от воли новых правителей восстановило тысячелетнее историческое про-странство. Хотя территориальные потери составили 800 тыс. кв. км с 30-миллионным населением, Со-ветская республика нашла приемлемые формы государственного устройства, объединяющего народы России. 11. В ходе гражданской войны удалось порвать с экономической зависимостью России от западных держав, прекратить вывоз капитала. Несмотря на то, что последствием этого была экономическая и по-литическая блокада, в перспективе данное обстоятельство создавало основу для становления подлинно независимого, экономически развитого государства. 12. Победа большевиков в гражданской войне нанесла существенный урон колониальной системе империализма, подрывая ее основы и открывая перспективу зависимым и колониальным странам. Наконец, победа социализма в СССР заставила страны Запада активизировать реформирование собственного общества.
|
Общяя рефлексия.
Проблема террора в годы Гражданской войны.( Приложение 4)
Задание . Проанализируйте отрывки из воспоминаний очевидцев Гражданской войны, предложите свои версии ответа на вопрос : « кто стал победителем в Гражданской войне?»
«Проще и хлеще нельзя передать
нашу кровавую трепку
Правду выпытывали из-под ногтей,
В шею вставляли фугасы.
« шили погоны», « кроили лампасы»,
« делали однорогих чертей»,
Всем нам стоять на последней черте,
всем нам валяться на вшивой подстилке,
Всем быть распластанным – с пулей в затылке,
И со штыком в животе»
М. Волошин.
Задание. Какой памяти заслуживают у нас потомков участники Гражданской войны? Представьте в своём воображении памятник участникам гражданской войны.
« Все рядом лежат-
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой , где чужой?
Белый был- красным стал:
Кровь обагрила.
Красный был- белым стал:
Смерть побелила»
М Цветаева.