Тема урока :

« Тоталитарный режим перед судом истории».

------------------Роль тоталитарного режима  в истории российского государства-------------

 

В XXI веке  в структуре и содержании исторического образования произошли кардинальные изменения в связи с переходом на концентрическую систему преподавания  обществоведческих дисциплин.

 Второй концентр нацеливает учащихся на проблемно-теоретическое изучение истории, поэтому показателями уровня обучения   будут умения применять конкретно-исторический подход  к  процессам в истории, переносить историческую информацию в новую творческую ситуацию, сравнивать различные подходы к обьяснению явления.

Представленный урок  основан на сочетании  цивилизационной и линейной модели истории.

 Проблема  тоталитарного режима является одной из ключевых в истории России и мира XX века . Имея большие хронологический рамки она включает события с 20 по 80-е годы истории страны: социально-экономическая модернизация  и политическая система СССР в 30-е годы, Великая Отечественная война, социально-экономическое и политическое развитие СССР в  40-50-е годы. Данная проблема имеет выход  на темы « Реформы Н.С.Хрущева»,  « СССР в середине 60-80 гг», «Фашизм в Германии».

   В ходе урока решаются проблемы, являющиеся предметом не только истории России , но и  всемирной истории и обществознания, такие как:  роль государства в жизни общества, проблема свободы  общества и ответственности  политиков, закономерность явлений в истории .

Конкретно-исторический подход к изучению тоталитарного режима , включает рассмотрение события  в связи с предшествующим политическим и социально-экономическим развитием России ,изучение в комплексе экономических , социальных, политических и духовных проявлений.

Учитывая высокую мировоззренческую значимость темы особое внимание на уроке необходимо уделять формированию гражданской позиции  , личного мнения , непримиримости к любым формам геноцида, террора, насилия над человеком, формированию гражданской позиции и  правовой  культуры.

 

План урока ( два учебных часа).

Основные элементы  структуры урока.

Содержание

Формы и методы деятельности.

Цель урока

Помочь учащимся осознать актуальность проблемы тоталитаризма и его исторических последствий.

Формируется и обьявляется учителем.

Структура урока

Этапы урока:

1.Организационный;

2.Информационно-деятельный,

3.Заключительный.

 

Знакомство с задачами  урока, мотивационная настройка, сюжетно-ролевая игра, формирование  учебных групп, общеклассная, индивидуальная, групповая форма работы,: беседы, самостоятельная работа с различными источниками информации, картой, заполнение таблиц , систематизация, обобщение материала. Подведение итогов урока, оценивание, выставление оценок, сбор рабочих листов, обьявление домашнего задания.

План урока

1.Условия формирования, признаки тоталитарного режима в СССР.

2.Сюжетно-ролевая игра

« Суд над тоталитарным режимом»

 

 

Беседа, работа в группах, заполнение  сравнительной таблицы. Самостоятельный поиск исторической информации, анализ источников,

Основные понятия

 Тоталитарный режим, командно- административная экономика, репрессии, причины складывания тоталитарного режима, государственная идеология, культ личности, социализм, фашизм.

 

 

 

 

 

 

 

Такой вариант планирования позволяет отнести урок  к комбинированному типу , сочетать множество видов учебной деятельности  для достижения цели и задач обучения.

Цель урока:

Формирование гражданской и духовно-нравственной культуры  учащихся, сопереживания за судьбу своей страны, толерантности.

Задачи урока:

1.Обобщить  и углубить знания  учащихся по проблеме « Тоталитарный режим»: условия  возникновения тоталитарного режима , его типологизацию, признаки, роль в истории российского государства , установить причинно-следственные связи между явлениями  , процессами, персонажами всемирной и отечественной истории 30-50 –е годы XX века.

2. Совершенствовать  умения и навыки самостоятельной работы:  поиска ,анализа,   классификации исторической информации, презентаций результатов деятельности в устной и письменной форме.

3. Развитие навыков коммуникации в учебном диалоге:  формулировка  и аргументация собственной позиции, умение работать в группе, вести диалог с оппонентом.

Методическое обеспечение:

  • слайды  с текстами, фотографиями ,картами « СССР в30-е годы», «Европа в 30-е годы»,
  • слайды  с названиями исторических  терминов: тоталитарный режим, командно- административная экономика, репрессии, причины складывания тоталитарного режима, государственная идеология, культ личности, социализм, фашизм,
  • эпиграфы  на слайде : « История- это процесс движения человечества во времени  и  познание этого процесса»( В.О.Ключевский), « И судимы были живые и мертвые  сообразно с делами своими»( Библия.

« Апокалипсис»).

 

 

 

 

 

Ход урока

На организационном этапе учитель обьявляет тему, её актуальность, цели урока, формы работу учащихся.

Учитель. История 20 века  насчитывает немало страшных кровавых страниц, где наряду с ужасами мировых войн и массового геноцида, особняком стоит трагедия тоталитарного режима .2005 году  Евросуд  ,по ходатайству стран Балтии ,вынес свой приговор- « считать тоталитарный режим – преступным».Что за этим приговором- исторический анализ или политический заказ. Мы не имеем права суд истории превращать в суд над историей. В.О. Ключевский писал : « История –это процесс движения человечества во времени, осмысление этого движения»(Слайд с эпиграфом № 1).

 Становление советской политической системы , завершившееся в 30-е годы , до сих пор вызывает различные оценки.

Историки  Долуцкий И.И. ,Кацва Л.А.полагают : « В 30-е гг  в стране завершилось формирование тоталитарного политического режима, имеющего общие черты с другими европейскими странами , и ярко выраженную собственную специфику».( Слайд)

В потивовес им выступают Дмитренко В.П., Данилов А.А. : «Тоталитарный режим  - это мобилизационная модель политической организации, рассчитанная на обьединение усилий общества в борьбе за построение основ индустриального общества в СССР». ( Слайд).

 Давайте проведём своё расследование, попробуем   разобраться обьективно и беспристрастно. На нашем уроке мы будем не осудить тоталитарный режим , а пытаться понять процесс , причины его породившие, в какой мере он способствовал прогрессу , а в какой породил трагедию.

Но мы люди , граждане,  обязаны выразить и свою нравственную позицию. Любое событие истории рано или поздно проходит через суд потомков. Суд гражданина и человека отличается от суда политика, ибо в основе его лежат общечеловеческие ценности. « И судимы были живые и мертвые сообразно с делами своими» Библия. ( Слайд с эпиграфом № 2).

 

Переходом к первому пункту плана  служит  вопрос учителя : « В каких странах мира  были установлены тоталитарные режимы». В ходе обсуждения ученики называют СССР, Германию, Испанию, Италию, Китай, Кубу, Северную Корею, страны Юго-Восточной Азии. Учитель обращает внимание .что несмотря на географическую, национальную, религиозную специфику государств, самих политических режимов существует  общая закономерность в причинах формирования и единство в проявлении тоталитаризма.

 

  1. 1.     Признаки, условия, хронология тоталитарного режима в СССР.

Учитель напоминает, что ответы на поставленные вопросы основаны на знаниях , полученных на прошлых занятиях, и предлагает учащимся  выполнить задание  в тетрадях .

1 группа – задание « Причины формирования тоталитарного режима в

СССР».

Источники информации:

1.Чубарьян А.О. « История России XX века». С .95,

 2.Волобуев О.В., Клоков В.А. « Россия и мир» С. 100.

  Учитель  обращает внимание учащихся на то, что при формировании в СССР подобной политической модели существовали как обьективные так и субьективные причины .

2 группа- задание «Признаки тоталитарного режима».

Источники информации:

  1. Отрывок из фильма  « Нацизм : предостережение истории»,
  2. Учебник Чубарьяна А.О. История России XX века. С .94-106,
  3.  Загладин Н.В., Козленко С.И. История Отечества XX-начало XXI века

С .180-192.

Завершив обсуждение  первая группа кратко характеризует основные причины формирования тоталитарного режима в России.

 

Обьективные причины.

Субьективные причины.

1. Отсталость процессов модернизации, не построенное индустриальное общество , необходимость ускоренного экономического развития  страны.

2 .Огосударствление средств производства превращало все большие категории населения в зависимы от государства.

3. Незавершенность социальной модернизации, выражающаяся  в

1.Особенности идеологической доктрины партии большевиков: положение о диктатуре пролетариата, главенствующей роли коммунистической партии (однопартийная система) , отсутствие легальной многопартийности.

2. Особенности организации партии большевиков: четкая иерархическая структура, централизм, вождизм, особая роль партии в политической системе.

не сформированности социальных групп  индустриального общества, маргинализации .

4. Построение социализма  в международной изоляции, враждебное окружение ( главным образом , с точки зрения идеологии )стран.

5.     Многовековая традиция сильной государственной власти  в России.

6. Отсутствие демократических традиций  в России ( парламентаризм имел лишь десятилетнюю историю).

7 .Особенности социальной психологии общества, слабое развитие индивидуализма, уважения к правам и свободам личности, частной собственности, сакральное отношение к государственной  власти и её представителям.

 

 

3.Личностные качества лидеров партии большевиков.

 

Итогом размышлений учащихся о причинах формирования тоталитарного режима в СССР является вывод, который записывается в тетрадь.

Тоталитарный режим в СССР  не случайное явление, а результат  глубинных социально-экономических, политических процессов развивающихся в России на протяжении XVIXXвеков.

Учитель спрашивает , каковы особенности политической , экономической , духовной сфер системы тоталитаризма. На этот вопрос отвечает вторая группа.

 

Экономические признаки.

Политические признаки.

Особенности духовной жизни общества.

1.Полное подчинение производителя государству.

2.Ликвидация свободы труда и замена его  внеэкономическим принуждением.

3. Государственная собственность на средства производства.

4.Милитаризация экономики.

5.Государственое регулирование  экономической сферы.

1.Господство однопартийной политической системы.

2.Уничтожение политической оппозиции.

3.Создание системы государственных массовых организаций .

4.Унификация политической  и общественной жизни.

5. Культ национального вождя.

6. Мощный репрессивный аппарат, проведение массовых  репрессий.

1.Государственная партийная идеология подчиняющая общество.

2.Государственный контроль над СМИ.

3.Унификация духовной жизни.

 

Учитель проводит беседу об общих  чертах и отличии системы социализма и фашизма.

Учащиеся делают вывод, что построенный в СССР вариант общественного развития был ультралевым, в отличие от радикально правого –фашистского.

 

  1. 2.     Сюжетно-ролевая игра « Суд над тоталитарным режимом».

Класс делится на команды « Защитников» и « Обвинителей» ,которые должны сформулировать свою позицию в отношении тоталитарного режима и его роли в русской истории , аргументировать её, и суметь отстоять в дискуссии с оппонентами. Вопросы учащиеся получили заранее и  подготовили  презентации , используя общедоступные источники исторической информации.   В ходе своего выступления группы широко применяют кино и фото материалы, отрывки из музыкальных произведений.

1группа .

Тезис : «Построенный в СССР социализм - это мобилизационная модель, рассчитанная  на обьединение усилий общества  в борьбе за построение  основ  индустриального общества  в СССР».

Аргументы:

 

Выводы.

1.Промышленное производство в СССР в 1927г  находилось на уровне 1913г.

Темпы роста тяжелой промышленности 17 %,

2. Построено 1500 промышленных предприятий, заложивших основу  советской индустрии ( Днепрогэс, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы, Магнитогорский , Кузнецкий металлургические комбинаты,  автозаводы, созданы Уральский и Сибирский промышленные регионы.

3.Национальный доход СССР вырос  в два раза.

4.Доля СССР  в мировом промышленном производстве составила 14,1%.

5.СССР занимает второе место в мире  по уровню промышленного развития после США.

 

6.СССР  к концу 30г превратился  в страну способную производить  все виды  индустриальной продукции.

 

 

7.Социальный состав населения стал более  однородным,. Исчезли понятия  «бедняк», « кулак», « община», « аграрный вопрос».

8. Рост  численности рабочего класса с 9 (1928) до 28 млн (1941).

9.Сокращение численности крестьянства на 35 млн человек.

10.Рост численности городского населения  с 29 до 63 млн человек.

11.Ликвидация безработицы в 1930г.

12. В результате « культурной революции» 1930-х гг уровень грамотности вырос   до 81%, ВУЗ -817 , количество специалистов- 20 мил  в 1941г.

13..Развитие научных исследований в фундаментальных  отраслях знаний : ядерная физика, космические полеты, реактивное движение авиастроение, ракетостроение .

14.Создана система отечественного образования.

 

 

 

 

 

 

1.За годы первой пятилетки1928-1932гСССР превратился из  аграрно-индустриальной  в индустриальную державу.

2.В СССР была создана  мощная индустриальная

база, опираясь на которую страна могла выдержать международную изоляцию и отразить любую  агрессию.

 

 

 

3. Ликвидирована экономическая отсталость от  индустриальных стран .

 

 

 

4.Достигнута технико-экономическая независимость от капиталистических стран.

 

 

5. Произошла социальная модернизация общества, исчезли социальные элементы патриархального, феодального укладов, сформированы социальные группы индустриального общества.

 

 

Вывод : Формирование в СССР  тоталитарного режима  позволили добиться максимальной концентрации власти  , что позволило   стране в короткий срок  построить индустриальную базу, победить в годы 2  Второй мировой войны, превратится  в мировую сверхдержаву.

2 группа.

Тезис: « В 30-е годы в СССР сформировался  тоталитарный режим , который подобно фашистскому режиму в Германии имел античеловеческую , антигуманную сущность . Обеспечив кратковременный экономический подьем в 30-60-е гг ,режим привел  к общенациональному  кризису  в СССР и гибели государства».

Доказательства

Факты.

1.Рост тяжелой индустрии достигнут ценой отставания легкой и пищевой промышленности.

 

2. Разорение аграрного сектора экономики  привело страну  к  экономической зависимости от импорта сельскохозяйственных товаров, что создало угрозу национальной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Главная цель экономического развития  -функционирование ВПК , обеспечивающего статус СССР как «сверхдержавы»и победу в «холодной войне».

 

4.Культура ,наука, образование были поставлены под жесткий контроль государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Установление однопартийной системы, устранение политических оппонентов, приводит к полному уничтожению демократических прав и свобод.

 

 

 

 

 

6.Система массового  политического террора, мощный репрессивный аппарат  превращается в средство борьбы за власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Политическая система опирается на авторитет партийного вождя, перерастающий  в культ , обожествление, поклонение .

1.Производство товаров группы «А» составляет  в 1953г 70% промышленного производства.

 

2.Неэквиалентный товарообмен , заниженные закупочные цены, приводят к нерентабельности колхозов (закупочная цена на пшеницу 1коп .за 1 кг, розничная цена на муку 31 коп.).

3.Процессы коллективизации, голод 30-х гг , 1946г сократили количество крестьянского населения на 35 мил человек.

4. «Документ обвинение» №1

« Письмо членов правления колхоза «Кызыл Маяк».

 

 5.Документ обвинения  №2 «Речь И. В. Сталина на встрече  с избирателями Сталинского округа Москвы 9 февраля 1946г».

6.20-30-е годы показательные процессы над представителями интеллигенции ( Шахтинское дело, «дело академиков»).

7.Вынужденная  эмиграция  или гибель выдающихся представителей отечественной науки (П.А. Сорокин , Н.А. Бердяев, Н.О.Лосский, А.Лосев, П. Флоренский , Н. Вавилов, М. Цветаева, Н Гумилев.)

 

1 Разгон законно избранного Учредительного Собрания,

2. Расстрел руководителей партии эсеров  в 1922г, 3.Репрессии против церкви, 4.Репрессии внутри партии ВКП (б)( Г.Е.Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, А.И Рыков.)

 

1.По обвинению в политических преступлениях с 1937-1938гг  арестовано 2 мил человек, из которых 800 тыс.казнено, концлагеря прошли около 18 мил. человек, 2.В армии по «Делу Тухачевского» репрессировано 40 тыс . офицеров, уничтожено 90% высшего командного состава.

 

 

 

 

Документ № 1.

«Мы понимаем ,что в период войны требовалось для снабжения армии больше хлеба, мы с радостью  отдавали все , что собирали, не жалели ничего, чтобы победить врага. 1945-1946-1947гг-неурожай – тоже сделали своё дело, чтобы как можно быстрее восстановить народное хозяйство. 1948г – мы выполнили государственный план досрочно на 200%, сдав сверх плана вдвойне…. так что  на трудодни распределять нечего и даже семена не хватит засыпать полностью , чтобы посеять  в 1949г».

Из письма членов правления колхоза « Кызыл Маяк»13 сентября 1948г.

Вопрос: На основании документа охарактеризуйте положение в деревне  впервые послевоенные годы.

 

Документ № 2.

«Выделю четыре основные позиции  в развитии экономики. Металл -для производства вооружений и оборудования для предприятий, топливо- для поддержки работы заводов, хлопок –для производства обмундирования, хлеб –для снабжения армии».

 Речь И. В. Сталина на встрече  с избирателями Сталинского округа Москвы 9 февраля 1946г.

Вопрос: Что по мнению Сталина является главной целью экономического развития СССР?

Вывод: успехи  в развитии СССР достигались ценой жесточайшей эксплуатации населения, истреблению целых общественных слоев, низким уровнем жизни населения, гибелью русской деревни, что привело  в конечном итоге к кризису всех сторон жизни  российского общества.

Учитель. Мы рассмотрели разные подходы к вопросу  о исторической роли тоталитарного режима , с чем- то согласились , что-то отвергли, каждый из вас  вправе иметь свою личную точку зрения на эту  проблему. Мы ответили на вопрос , что такое  тоталитаризм, но дать однозначную оценку его мы не можем. Но наряду с знанием истории . мы должны извлечь  и  нравственный урок Какой ?  Пусть  в этих размышлениях вам поможет сказка  Борхеса  « Каин и Авель». Встретились Каин и Авель  после убийства, сидят у костра , греются. Вдруг Каин  спрашивает Авеля : « Что это у тебя ?»,  и показывает  на шрам. Авель отвечает  : « Я забыл.». Каин : « Забыл, значит – простил.». Я прошу вас помнить уроки прошлого, не забывать память жертв , ибо забвение означает прощение палачей. Забывая, мы обрекаем историю на повторение её трагедий. Мы все граждане России, наша гражданская память  должна  говорить нам – это не должно повторится.

© tatjana-sazonowa2011

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz