Тема урока :
« Тоталитарный режим перед судом истории».
------------------Роль тоталитарного режима в истории российского государства-------------
В XXI веке в структуре и содержании исторического образования произошли кардинальные изменения в связи с переходом на концентрическую систему преподавания обществоведческих дисциплин.
Второй концентр нацеливает учащихся на проблемно-теоретическое изучение истории, поэтому показателями уровня обучения будут умения применять конкретно-исторический подход к процессам в истории, переносить историческую информацию в новую творческую ситуацию, сравнивать различные подходы к обьяснению явления.
Представленный урок основан на сочетании цивилизационной и линейной модели истории.
Проблема тоталитарного режима является одной из ключевых в истории России и мира XX века . Имея большие хронологический рамки она включает события с 20 по 80-е годы истории страны: социально-экономическая модернизация и политическая система СССР в 30-е годы, Великая Отечественная война, социально-экономическое и политическое развитие СССР в 40-50-е годы. Данная проблема имеет выход на темы « Реформы Н.С.Хрущева», « СССР в середине 60-80 гг», «Фашизм в Германии».
В ходе урока решаются проблемы, являющиеся предметом не только истории России , но и всемирной истории и обществознания, такие как: роль государства в жизни общества, проблема свободы общества и ответственности политиков, закономерность явлений в истории .
Конкретно-исторический подход к изучению тоталитарного режима , включает рассмотрение события в связи с предшествующим политическим и социально-экономическим развитием России ,изучение в комплексе экономических , социальных, политических и духовных проявлений.
Учитывая высокую мировоззренческую значимость темы особое внимание на уроке необходимо уделять формированию гражданской позиции , личного мнения , непримиримости к любым формам геноцида, террора, насилия над человеком, формированию гражданской позиции и правовой культуры.
План урока ( два учебных часа).
Основные элементы структуры урока. | Содержание | Формы и методы деятельности. |
Цель урока | Помочь учащимся осознать актуальность проблемы тоталитаризма и его исторических последствий. | Формируется и обьявляется учителем. |
Структура урока | Этапы урока: 1.Организационный; 2.Информационно-деятельный, 3.Заключительный.
| Знакомство с задачами урока, мотивационная настройка, сюжетно-ролевая игра, формирование учебных групп, общеклассная, индивидуальная, групповая форма работы,: беседы, самостоятельная работа с различными источниками информации, картой, заполнение таблиц , систематизация, обобщение материала. Подведение итогов урока, оценивание, выставление оценок, сбор рабочих листов, обьявление домашнего задания. |
План урока | 1.Условия формирования, признаки тоталитарного режима в СССР. 2.Сюжетно-ролевая игра « Суд над тоталитарным режимом»
| Беседа, работа в группах, заполнение сравнительной таблицы. Самостоятельный поиск исторической информации, анализ источников, |
Основные понятия | Тоталитарный режим, командно- административная экономика, репрессии, причины складывания тоталитарного режима, государственная идеология, культ личности, социализм, фашизм.
|
|
Такой вариант планирования позволяет отнести урок к комбинированному типу , сочетать множество видов учебной деятельности для достижения цели и задач обучения.
Цель урока:
Формирование гражданской и духовно-нравственной культуры учащихся, сопереживания за судьбу своей страны, толерантности.
Задачи урока:
1.Обобщить и углубить знания учащихся по проблеме « Тоталитарный режим»: условия возникновения тоталитарного режима , его типологизацию, признаки, роль в истории российского государства , установить причинно-следственные связи между явлениями , процессами, персонажами всемирной и отечественной истории 30-50 –е годы XX века.
2. Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы: поиска ,анализа, классификации исторической информации, презентаций результатов деятельности в устной и письменной форме.
3. Развитие навыков коммуникации в учебном диалоге: формулировка и аргументация собственной позиции, умение работать в группе, вести диалог с оппонентом.
Методическое обеспечение:
- слайды с текстами, фотографиями ,картами « СССР в30-е годы», «Европа в 30-е годы»,
- слайды с названиями исторических терминов: тоталитарный режим, командно- административная экономика, репрессии, причины складывания тоталитарного режима, государственная идеология, культ личности, социализм, фашизм,
- эпиграфы на слайде : « История- это процесс движения человечества во времени и познание этого процесса»( В.О.Ключевский), « И судимы были живые и мертвые сообразно с делами своими»( Библия.
« Апокалипсис»).
Ход урока
На организационном этапе учитель обьявляет тему, её актуальность, цели урока, формы работу учащихся.
Учитель. История 20 века насчитывает немало страшных кровавых страниц, где наряду с ужасами мировых войн и массового геноцида, особняком стоит трагедия тоталитарного режима .2005 году Евросуд ,по ходатайству стран Балтии ,вынес свой приговор- « считать тоталитарный режим – преступным».Что за этим приговором- исторический анализ или политический заказ. Мы не имеем права суд истории превращать в суд над историей. В.О. Ключевский писал : « История –это процесс движения человечества во времени, осмысление этого движения»(Слайд с эпиграфом № 1).
Становление советской политической системы , завершившееся в 30-е годы , до сих пор вызывает различные оценки.
Историки Долуцкий И.И. ,Кацва Л.А.полагают : « В 30-е гг в стране завершилось формирование тоталитарного политического режима, имеющего общие черты с другими европейскими странами , и ярко выраженную собственную специфику».( Слайд)
В потивовес им выступают Дмитренко В.П., Данилов А.А. : «Тоталитарный режим - это мобилизационная модель политической организации, рассчитанная на обьединение усилий общества в борьбе за построение основ индустриального общества в СССР». ( Слайд).
Давайте проведём своё расследование, попробуем разобраться обьективно и беспристрастно. На нашем уроке мы будем не осудить тоталитарный режим , а пытаться понять процесс , причины его породившие, в какой мере он способствовал прогрессу , а в какой породил трагедию.
Но мы люди , граждане, обязаны выразить и свою нравственную позицию. Любое событие истории рано или поздно проходит через суд потомков. Суд гражданина и человека отличается от суда политика, ибо в основе его лежат общечеловеческие ценности. « И судимы были живые и мертвые сообразно с делами своими» Библия. ( Слайд с эпиграфом № 2).
Переходом к первому пункту плана служит вопрос учителя : « В каких странах мира были установлены тоталитарные режимы». В ходе обсуждения ученики называют СССР, Германию, Испанию, Италию, Китай, Кубу, Северную Корею, страны Юго-Восточной Азии. Учитель обращает внимание .что несмотря на географическую, национальную, религиозную специфику государств, самих политических режимов существует общая закономерность в причинах формирования и единство в проявлении тоталитаризма.
- 1. Признаки, условия, хронология тоталитарного режима в СССР.
Учитель напоминает, что ответы на поставленные вопросы основаны на знаниях , полученных на прошлых занятиях, и предлагает учащимся выполнить задание в тетрадях .
1 группа – задание « Причины формирования тоталитарного режима в
СССР».
Источники информации:
1.Чубарьян А.О. « История России XX века». С .95,
2.Волобуев О.В., Клоков В.А. « Россия и мир» С. 100.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что при формировании в СССР подобной политической модели существовали как обьективные так и субьективные причины .
2 группа- задание «Признаки тоталитарного режима».
Источники информации:
- Отрывок из фильма « Нацизм : предостережение истории»,
- Учебник Чубарьяна А.О. История России XX века. С .94-106,
- Загладин Н.В., Козленко С.И. История Отечества XX-начало XXI века
С .180-192.
Завершив обсуждение первая группа кратко характеризует основные причины формирования тоталитарного режима в России.
Обьективные причины. | Субьективные причины. | ||||||
1. Отсталость процессов модернизации, не построенное индустриальное общество , необходимость ускоренного экономического развития страны. 2 .Огосударствление средств производства превращало все большие категории населения в зависимы от государства. 3. Незавершенность социальной модернизации, выражающаяся в | 1.Особенности идеологической доктрины партии большевиков: положение о диктатуре пролетариата, главенствующей роли коммунистической партии (однопартийная система) , отсутствие легальной многопартийности. 2. Особенности организации партии большевиков: четкая иерархическая структура, централизм, вождизм, особая роль партии в политической системе. | ||||||
не сформированности социальных групп индустриального общества, маргинализации . 4. Построение социализма в международной изоляции, враждебное окружение ( главным образом , с точки зрения идеологии )стран. 5. Многовековая традиция сильной государственной власти в России. 6. Отсутствие демократических традиций в России ( парламентаризм имел лишь десятилетнюю историю). 7 .Особенности социальной психологии общества, слабое развитие индивидуализма, уважения к правам и свободам личности, частной собственности, сакральное отношение к государственной власти и её представителям.
| 3.Личностные качества лидеров партии большевиков. | ||||||
Итогом размышлений учащихся о причинах формирования тоталитарного режима в СССР является вывод, который записывается в тетрадь. Тоталитарный режим в СССР не случайное явление, а результат глубинных социально-экономических, политических процессов развивающихся в России на протяжении XVI –XXвеков. Учитель спрашивает , каковы особенности политической , экономической , духовной сфер системы тоталитаризма. На этот вопрос отвечает вторая группа.
|
Учитель проводит беседу об общих чертах и отличии системы социализма и фашизма.
Учащиеся делают вывод, что построенный в СССР вариант общественного развития был ультралевым, в отличие от радикально правого –фашистского.
- 2. Сюжетно-ролевая игра « Суд над тоталитарным режимом».
Класс делится на команды « Защитников» и « Обвинителей» ,которые должны сформулировать свою позицию в отношении тоталитарного режима и его роли в русской истории , аргументировать её, и суметь отстоять в дискуссии с оппонентами. Вопросы учащиеся получили заранее и подготовили презентации , используя общедоступные источники исторической информации. В ходе своего выступления группы широко применяют кино и фото материалы, отрывки из музыкальных произведений.
1группа .
Тезис : «Построенный в СССР социализм - это мобилизационная модель, рассчитанная на обьединение усилий общества в борьбе за построение основ индустриального общества в СССР».
Аргументы:
| Выводы. |
1.Промышленное производство в СССР в 1927г находилось на уровне 1913г. Темпы роста тяжелой промышленности 17 %, 2. Построено 1500 промышленных предприятий, заложивших основу советской индустрии ( Днепрогэс, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы, Магнитогорский , Кузнецкий металлургические комбинаты, автозаводы, созданы Уральский и Сибирский промышленные регионы. 3.Национальный доход СССР вырос в два раза. 4.Доля СССР в мировом промышленном производстве составила 14,1%. 5.СССР занимает второе место в мире по уровню промышленного развития после США.
6.СССР к концу 30г превратился в страну способную производить все виды индустриальной продукции.
7.Социальный состав населения стал более однородным,. Исчезли понятия «бедняк», « кулак», « община», « аграрный вопрос». 8. Рост численности рабочего класса с 9 (1928) до 28 млн (1941). 9.Сокращение численности крестьянства на 35 млн человек. 10.Рост численности городского населения с 29 до 63 млн человек. 11.Ликвидация безработицы в 1930г. 12. В результате « культурной революции» 1930-х гг уровень грамотности вырос до 81%, ВУЗ -817 , количество специалистов- 20 мил в 1941г. 13..Развитие научных исследований в фундаментальных отраслях знаний : ядерная физика, космические полеты, реактивное движение авиастроение, ракетостроение . 14.Создана система отечественного образования.
|
1.За годы первой пятилетки1928-1932гСССР превратился из аграрно-индустриальной в индустриальную державу. 2.В СССР была создана мощная индустриальная база, опираясь на которую страна могла выдержать международную изоляцию и отразить любую агрессию.
3. Ликвидирована экономическая отсталость от индустриальных стран .
4.Достигнута технико-экономическая независимость от капиталистических стран.
5. Произошла социальная модернизация общества, исчезли социальные элементы патриархального, феодального укладов, сформированы социальные группы индустриального общества.
|
Вывод : Формирование в СССР тоталитарного режима позволили добиться максимальной концентрации власти , что позволило стране в короткий срок построить индустриальную базу, победить в годы 2 Второй мировой войны, превратится в мировую сверхдержаву.
2 группа.
Тезис: « В 30-е годы в СССР сформировался тоталитарный режим , который подобно фашистскому режиму в Германии имел античеловеческую , антигуманную сущность . Обеспечив кратковременный экономический подьем в 30-60-е гг ,режим привел к общенациональному кризису в СССР и гибели государства».
Доказательства | Факты. |
1.Рост тяжелой индустрии достигнут ценой отставания легкой и пищевой промышленности.
2. Разорение аграрного сектора экономики привело страну к экономической зависимости от импорта сельскохозяйственных товаров, что создало угрозу национальной безопасности.
3.Главная цель экономического развития -функционирование ВПК , обеспечивающего статус СССР как «сверхдержавы»и победу в «холодной войне».
4.Культура ,наука, образование были поставлены под жесткий контроль государства.
5.Установление однопартийной системы, устранение политических оппонентов, приводит к полному уничтожению демократических прав и свобод.
6.Система массового политического террора, мощный репрессивный аппарат превращается в средство борьбы за власть.
7.Политическая система опирается на авторитет партийного вождя, перерастающий в культ , обожествление, поклонение . | 1.Производство товаров группы «А» составляет в 1953г 70% промышленного производства.
2.Неэквиалентный товарообмен , заниженные закупочные цены, приводят к нерентабельности колхозов (закупочная цена на пшеницу 1коп .за 1 кг, розничная цена на муку 31 коп.). 3.Процессы коллективизации, голод 30-х гг , 1946г сократили количество крестьянского населения на 35 мил человек. 4. «Документ обвинение» №1 « Письмо членов правления колхоза «Кызыл Маяк».
5.Документ обвинения №2 «Речь И. В. Сталина на встрече с избирателями Сталинского округа Москвы 9 февраля 1946г». 6.20-30-е годы показательные процессы над представителями интеллигенции ( Шахтинское дело, «дело академиков»). 7.Вынужденная эмиграция или гибель выдающихся представителей отечественной науки (П.А. Сорокин , Н.А. Бердяев, Н.О.Лосский, А.Лосев, П. Флоренский , Н. Вавилов, М. Цветаева, Н Гумилев.)
1 Разгон законно избранного Учредительного Собрания, 2. Расстрел руководителей партии эсеров в 1922г, 3.Репрессии против церкви, 4.Репрессии внутри партии ВКП (б)( Г.Е.Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, А.И Рыков.)
1.По обвинению в политических преступлениях с 1937-1938гг арестовано 2 мил человек, из которых 800 тыс.казнено, концлагеря прошли около 18 мил. человек, 2.В армии по «Делу Тухачевского» репрессировано 40 тыс . офицеров, уничтожено 90% высшего командного состава.
|
Документ № 1.
«Мы понимаем ,что в период войны требовалось для снабжения армии больше хлеба, мы с радостью отдавали все , что собирали, не жалели ничего, чтобы победить врага. 1945-1946-1947гг-неурожай – тоже сделали своё дело, чтобы как можно быстрее восстановить народное хозяйство. 1948г – мы выполнили государственный план досрочно на 200%, сдав сверх плана вдвойне…. так что на трудодни распределять нечего и даже семена не хватит засыпать полностью , чтобы посеять в 1949г».
Из письма членов правления колхоза « Кызыл Маяк»13 сентября 1948г.
Вопрос: На основании документа охарактеризуйте положение в деревне впервые послевоенные годы.
Документ № 2.
«Выделю четыре основные позиции в развитии экономики. Металл -для производства вооружений и оборудования для предприятий, топливо- для поддержки работы заводов, хлопок –для производства обмундирования, хлеб –для снабжения армии».
Речь И. В. Сталина на встрече с избирателями Сталинского округа Москвы 9 февраля 1946г.
Вопрос: Что по мнению Сталина является главной целью экономического развития СССР?
Вывод: успехи в развитии СССР достигались ценой жесточайшей эксплуатации населения, истреблению целых общественных слоев, низким уровнем жизни населения, гибелью русской деревни, что привело в конечном итоге к кризису всех сторон жизни российского общества.
Учитель. Мы рассмотрели разные подходы к вопросу о исторической роли тоталитарного режима , с чем- то согласились , что-то отвергли, каждый из вас вправе иметь свою личную точку зрения на эту проблему. Мы ответили на вопрос , что такое тоталитаризм, но дать однозначную оценку его мы не можем. Но наряду с знанием истории . мы должны извлечь и нравственный урок Какой ? Пусть в этих размышлениях вам поможет сказка Борхеса « Каин и Авель». Встретились Каин и Авель после убийства, сидят у костра , греются. Вдруг Каин спрашивает Авеля : « Что это у тебя ?», и показывает на шрам. Авель отвечает : « Я забыл.». Каин : « Забыл, значит – простил.». Я прошу вас помнить уроки прошлого, не забывать память жертв , ибо забвение означает прощение палачей. Забывая, мы обрекаем историю на повторение её трагедий. Мы все граждане России, наша гражданская память должна говорить нам – это не должно повторится.